К истоку безумия

Анимизм как достижение

Колумбия. Горы Съерра-Невада-де-Санта-Марта. Ночь. Воздух свежий, уже прохладный, а от камней еще тепло.  Иду в темноте по тропе вниз к реке.  Объемлющее меня   пространство пьянит и  завораживает.  Светлячки. Вокруг светлячки. Вверху по сторонам, везде.  Их огоньки обозначают объем и протяженность.   Повсюду треск  цикад и древесных лягушек, но при этом отчетливо ощущается ночная тишина, ласковая и загадочная.  Огромная полная луна. Темные силуэты священных гор. Вокруг меня вершины, а между ними сияющий космос . В залитом  лунным светом  пространстве  стремительно и бесшумно  проносятся летучие мыши. Крики ночных птиц. Все вокруг живое . Не только растения и животные. Все. И камни, и горы, и вода, и само пространство.  Мне становится, очевидно, что анимизм это достижение, которое хочется сохранить, но этому что-то  мешает. Помню, когда я первый раз оказался в этом месте, его дух явился моему сознанию в виде  странного  антропоморфного пернатого существа. Сложно описать впечатление, которое оно произвело на меня. В нем было что-то древнее, мудрое  и магическое. Его сигналы были мне не понятны. Потом, живущие здесь индейцы мне сказали, что в деревне  присутствуют мамос (духовные служители) практикующие священные танцы. Меня к ним не допустили, потому что, по мнению индейцев моя душа пока еще не достаточно чиста.  Но мне сказали, что во время священнодействия мамос надевают костюмы из перьев. Я их не видел, но почему то очень хорошо  представляю. Они связаны с духом места.

Тихий восторг. Но что-то  мешает мне сохранять в сердце связь с таинством жизни. Я знаю, что  я принадлежу другому миру, вернувшись в который  неизбежно  потеряю эту связь, а возможно и воспоминание о том, что она была.  Загрязнения…  Моя душа не достаточна чистаL

На самом краю узкой расщелины, через которую проносит свои воды небольшой рукав реки,   расположено несколько индейских хижин. Через расщелину мостик. За мостом, небольшая площадка, обложенная камнями  на которой каменные сложения в  виде небольших  тронов. Я знаю, что это одно из священных мест индейцев. Здесь на тронах сидят их невидимые глазом предки.  Иногда на них или рядом с ними  садятся старейшины племени для того, что бы принять особо важные решения.

То тут, то там валунные сложения высотой  около полутора  метров. Это приблизительно в рост индейцев.  Индейцы по сравнению с европейцами небольшого росточка. Валунные  сложения это  могилы. Очень похожи на аналогичные сооружения на Соловецком архипелаге.  Чуть дальше  камень прорицателей у которого собираются старейшины.

А вот среди этих камней индейцы медитируют, что бы вызвать дождь. Вода рядом. Они провели ее к хижинам, но используют только для питья и приготовления пищи. Поливать  огороды  водой из реки индейцы  отказываются. Они считают, что земле нужна дождевая вода, и в случае необходимости медитируют, вызывая тем самым дождь. Я присутствовал при этом не раз. Они могут медитировать несколько дней.  В конце концов, дождь действительно идет, но мне кажется, что это простое совпадение.  Иногда индейцы сетуют, что дождь не достаточно обильный, и вместо того, что бы полить огород водой из реки, начинают анализировать себя,  пытаясь понять, что же в них не так.  В конце концов, идет  дождь, обильность которого их устраивает. Они ликуют, и благодарят всю Вселенную и Мать-Землю, за милость, проявленную к ним.

Связь с Матерью-Землей и первичные принципы

Хижина. Круглая, с конусообразной, тростниковой  кровлей. Посреди хижины  костер. Дым поднимается вверх  и через прокопченный тростник уносится в небо.  Отражение пламени  пляшет в глазах сидящих вокруг индейцев.

Это индейцы из племени Коги, одного из четырех племен (Коги, Аруаку, Конкуамо, Вива), живущих здесь с незапамятных времен.  С появлением  европейских колонизаторов они ушли высоко в горы и смогли сохранить свою культуру до наших дней.

Индейцы  сидят  в хижине вокруг костра.  Мужчины в просторных белых рубахах и широких белых штанах, женщины в подпоясанных белых платьях. Здесь же, прижавшись, друг к другу, сидят дети. Некоторые уже спят прямо на земле. И взрослые,  и дети  босиком. Не потому, что не могут придумать себе обувь. Они могут делать себе сандалии, у некоторых я видел даже резиновые сапоги. Но в соответствии с их представлениями о первичных принципах, для того что бы  связь с Матерью – Землей  была  устойчивой, лучше ходить босиком.

С точки зрения моих новых друзей, утрата  этой связи  очень опасна. Все помогающие им жить знания, они получают от Матери-Земли.  Например, они умеют разговаривать с растениями, но при этом как это делать, с их точки зрения, объяснить не возможно. Они говорят, что  когда живешь в соответствии с первичными принципами  и имеешь хорошую связь с Матерью-Землей, вдруг в определенный момент понимаешь, о чем говорят растения.  Слушая их, постепенно получаешь возможность вступить с ними в диалог и договориться с ними.  Я видел огороды индейцев. Они выращивают маис, юку (маниок), бобы, бананы. Хорошие здоровые растения. Сорняков очень мало. При этом я ни разу не видел индейцев на прополке. С их точки зрения растения, как и животные, могут страдать.  Поэтому  вырывать сорняки и выбрасывать их — это варварство.  Вместо прополки, индейцы договариваются с сорняками, что бы они не росли  на их огородах.

Связь с Матерью-Землей важна не только потому, что она играют существенную роль в познавательных практиках и в принятии жизненно важных решений, но и потому, что она сама нуждается в людях и в их заботе.  Есть определенные точки на поверхности земли, через которые в мир поступают жизненные силы. И Мать-Земля нуждается в том, что бы человек поддерживал  в этих местах особые духовные  практики. Она сообщила первичным странникам, расселившимся по планете  знания о том, в каких местах, какие практики нужно поддерживать, для того что бы в мире сохранялся баланс, необходимы для жизни.  Я долго распрашивал индейцев и пытался понять, что это за баланс.   Последняя моя версия, что это баланс между миром зримым и не зримым. Похоже, что эта версия ближе всего к истине.  Причем, очень важно, что бы  практики  в местах, где в мир приходит жизненная сила осуществляли люди с очень чистой душой. Если в этом месте появится не чистая душа, то Мать-Земля может не узнать в ней человека и закрыться от  него, или даже нанести ему вред.

Таким образом, утрата связи с Матерью-Землей приводит к потере жизненно важных знаний и способностей, и к нарушению необходимого для жизни баланса. Себя и народы, которые сохранили связь с Матерью-Землей,  индейцы населяющие Съерру-Невада-де-Санта-Марта называют старшими братьями.  Старшие братья живут в соответствии с первичными принципами.  Младшие братья, это народы, которые, забыли первичные принципы,  и живут по законам цивилизованного мира.  Когда  младшие братья потеряли связь с Матерью-Землей, их голова отделилась от тела, и с тех пор в нее залетают хищные мысли. Младшие братья создают государства, где есть армия, сословия,  города, деньги. Древние греки, к примеру, не смотря на древность, конечно же,  были младшими братьями. Их олимпийские боги, пришли на смену титанам, которые были изгнаны  в Тартар.  Титаны, возможны и были олицетворением тех самых первичных принципов. Вместе с новыми  богами, в мир пришли принципы разумности, красоты, но вместе с тем  хитрость и коварство.

Индейцы считают, что все люди являются братьями, потому что они дети одной Матери-Земли. Но младшие братья не помнят об этом.  Ссора между братьями с точки зрения индейцев Коги, Аруаку, Конкуамо, Вива  не допустима, потому что это приносит страдания Матери-Земле. Это может привести к разрыву связи с ней, и как следствие утрате важных  способностей, и к нарушению необходимого для жизни баланса в мире.

Об этом я не раз слышал от  старейшин племен Коги и Аруаку и наших индейских проводников. Сейчас он спрашивают разрешения о нашем присутствии в хижине.  Индейцы доброжелательно приглашают нас к костру и продолжают  неспешную беседу. Речь плавная  и спокойная.  Никто никого не перебивает. Все внимательно и с уважением выслушивают говорящего.   Мимика очень богатая, но при этом мягкая. Присутствующие здесь же дети   спокойны, собранны, очень внимательные и дружелюбные друг к другу. Я ни разу не слышал детского плача или каприза и не слышал брани или повышенных тонов от взрослых. Ссора, а тем более война считается серьезным уклонением от первичных принципов. Индейцы Коги, Аруаку, Вива, Конкуамо никогда ни с кем не воевали. Археологические раскопки показывают, что у них никогда не было орудий убийства. Они занимаются земледелием, и в небольших количествах выращивают скот (такие маленькие черные свиньи) и птицу (индейки). Последнее время к ним часто приезжают индейцы из Северной Америке, в частности из племени Лакота, которые в прошлом были не плохими воинами. Традиции этого племени, включают в себя Пляску Солнца, распространенную среди большинства индейских племен Северной Америки. Эта традиция предполагает жертвоприношение  Великому Духу, которое совершалось посредством добровольного надреза на коже  собственной груди, рук и спины.  В эти надрезы вставлялись косточки, к концам которых затем привязывались ремни и прикреплялись к столбу — «дереву жизни», что означало прямую связь с Создателем. Во время пляски, необходимо вырвать эти косточки из тела. Когда индейцы Коги увидели Пляску Солнца, они начали интересоваться происхождением этой традиции. Оказалось, что по приданиям этот ритуал появился после войны, случившейся в далеком прошлом. Коги выразили сомнение в том, что эта традиция соответствует первичным принципам, и является результатом уклонения от них. Индейцы Лакота были вынуждены согласиться. Об этом я узнал  от колумбийца Нельсона Корабалье, директора фонда Fundare Cultura, который присутствовал при этом. Индейцы из Северной Америки, чаще всего в значительной степени ассимилированные,  приезжают в Съерру-Невада-де-Санта-Марта для того, что бы разобраться в своих традициях и восстановить культуру, соответствующую первичным принципам.

В моем мире, проявление агрессии по отношению к окружающим людям, является делом  повседневности. Конкуренция. Некоторые считают, что силовой способ разрешения конфликтов неизбежен,  а войны   необходимы для того, что бы мужчины были мужчинами, а не хлюпиками.  Если кто-то из моего мира вдруг почувствует, что в его голову залетают хищные мысли, то у него возникнут основания подозревать у себя шизофрению, так как сидром «вложенных мыслей» является одним из ее симптомов.

История безумия

Термин шизофрения был впервые  предложен  в  году  в 1908 году психиатром Эйгеном Блейлером.  Сегодня под  этим названием объединяется  группа психических расстройств характеризующихся распадом процессов мышления и эмоциональной сферы.

Шизофрения в современном мире  является одной из основных причин, приводящих к инвалидности. Развитие шизофрении сопровождается  скудостью  эмоций, снижением способностью получать удовольствие, потерей мотивации, синдромом дезорганизации сопровождающимся хаотической речью, мыслями и поведением. К продуктивным симптомам шизофрении относят бред, слуховые галлюцинации.

Среди индейцев шизофрения не встречается.  Еще  в 1835-м Дж. Причард писал: «Безумие встречается исключительно у цивилизованных человеческих рас; его почти не бывает у дикарей, и оно редко встречается в варварских странах».  Более современные исследования (Torrey,1983 с. 96, 206) сообщают, что «в городах встречается непропорционально большое число шизофреников, особенно в районах с бедным населением».

Этот показатель в таких странах, как Япония, Англия, Дания и Германия, такой же как в США,  В Скандинавских странах, Ирландии и Северной Югославии этот показатель выше. В Африке показатель более низкий, за исключением регионов, где сильно влияние западной технологии и культуры. Это заболевание очень редко встречается  в Папуа–Новой Гвинее, являющейся, вероятно, наименее развитой страной в мире.  Сообщество явно играет роль в развитии и распространении безумия.

В России, согласно В.И.Яковенко (1909), в 1897 г.  было 117 709 больных, т.е. около 0,09 % населения.  Через сто лет, в 1996 году согласно данным официальной статистики, в Российской Федерации было 3 784 423 психически больных, т.е. примерно 2,6 % населения. Примерно такая же динамика показателя распространенности психических заболеваний характерна и для других развитых стран. Как будто бы за сто лет количество людей нуждающихся в психиатрической помощи выросло в разы.

Конечно, статистика дело спорное. Вполне возможно, низкий процент зарегистрированных больных с душевным недугом  в начале прошлого века был  связан  с относительной неразвитостью психиатрической службы.  Вероятно, далеко не все люди, которые сегодня были бы признаны  душевнобольными,  имели возможность обратиться к психиатру, а потому не могли быть зарегистрированы  и не участвуют в статистике.  Этим же обстоятельством может быть объяснен низкий процент зарегистрированных людей с психическими расстройствами в Папуа-Новой Гвинее.  Возможно, значительное  количество душевнобольных в этой стране  просто не обращаются за помощью.

Однако, статистика в России за последние десять, (то есть за период, когда психиатрическая служба работала  одинаково стабильно)  настораживает.  За это время  число людей,  ставшими инвалидами  вследствие  психических заболеваний в России возросло на 13%.

Главный психиатр Минздрава России, директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Зураб Кекелидзе сообщил, что около 70% российских школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. «На сегодняшний день среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития — 60% от общего числа детей. Среди школьников расстройства и аномалии развития — 70–80% общего числа учащихся». Речь идет не только и  не столько о шизофрении и психозах, сколько о не психотических расстройствах, к которым относятся неврозы, психопатии и психосоматические расстройства.

За все время моих экспедиций в Съерра-Невада-де-Санта-Марта я ни разу не встречал,  ни «деревенских дурачков», ни пьяниц, ни людей с признаками деградации или психического заболевания, ни беспокойных, нервных, ии капризных детей.. Среди «старших братьев» безумных найти не просто. Судя по всему их просто нет. Возможно, дети с аномалиями развития не выживают. Предполагаю, что смертность здесь, особенно среди детей, довольно высока. Обычное состояние индейских женщины либо беременность, либо вскармливание малыша. Однако, численность племени не возрастает. Очевидно, что смертность уравновешивает  рождаемость.  Может быть и так. Но это не дает ключа к пониманию причин психических расстройств получивших распространение среди «младших братьев». Может быть наследственность и имеет существенный вклад в развитие психических заболеваний, но  с наследственным фактором связаны не причины, а особые свойства нервной системы, которые при определенных обстоятельствах могут проявиться как заболевание, а в других условиях как одаренность.  Количество душевнобольных стремительно нарастает как в России  так и во всем мире в течении последнего десятилетия. Вряд ли отсутствие жестких факторов естественного отбора может негативно сказаться на наследственности в течении небольшого срока.  Тем более, что шизофрения, как правило, не проявляется в детском возрасте. Пик заболеваний приходится на 20 – 28 лет у мужчин, и 26-32 лет у женщин. Для индейцев это возраст зрелого человека уже имеющего свою семью.  Кроме того, у индейцев я не заметил подростков с отклоняющимся поведением.

В пятидесятые годы прошлого столетия, Мюррей Боэн, работая с семьями шизофреников, заметил, что их родители с трудом различали чувства (субъективное) и мысли (объективное ). Более того, чувства и мысли часто использовались ими как синонимы. Они не в состоянии различить  субъективную истину и объективный факт.

Прислушиваюсь к разговорам индейцев в хижине. Сопровождающий нас молодой индеец Лаунтано, переводит с языка Коги, на испанский. Старейшина, сидящий рядом с костром, рассказывает о том, что в камнях живут души умерших людей. Он говорит, что потратил двадцать лет своей жизни на то, что бы установить контакт с миром мертвых, и найти там своего отца. Старый индеец говорит, что потратил время зря. Он говорит, что мертвые не могут дать надежные знания живым. Это может только Мать-Земля. Через нее можно общаться с другими планетами. Ему удавалось установить контакт с межпланетными кораблями.

Вот так, я полагаю, и мыслили наши далекие предки, когда еще не было ни письменности, ни государства.

С точки зрения Мюррея Боэна, и образованного человека эпохи модерна, они не отличали субъективные переживания от объективных фактов.  Однако, далеко не все их потомки, стали шизофрениками.

Индейцы видят свою миссию и предназначение в поддержании необходимого для жизни баланса между миром зримого и незримого. Они следуют этому предназначению  в течении многих тысячелетий. Накопления  аномалий развития и психических отклонений при этом не происходит. Возможно, мир незримый, можно  понимать как  мир субъективный, а мир зримый, это мир объективный. В этом случае, понимание границ между этими мирами у индейцев развито достаточно высоко.  Однако, вряд ли Мюррей Боэн согласится отнести контакт уважаемого индейца с межпланетными кораблями, к объективному факту, в то время как для последнего это очевидная реальность.

«Старшие братья» не страдают безумием. Однако, человечество знакомо с безумием с давних пор. В древнеегипетском трактате о болезнях,  получившем название «Папирус Эберса» составленном в XVII встречается описание шизофреноподобных симптомов.  Авицена в своем медицинском трактате описывает разные виды психических расстройств, выделяя особым образом «джунун муфрит» (тяжелое безумие). Он отличает его от бешенства, и расстройств, которые сегодня называются биполярное расстройство или маниакально-депрессивный психоз. Несмотря на древность, эти сведенья получены из письменных источников, которые были созданы «младшими братьями». То есть, людьми, которые, по мнению  индейцев Коги  уклонились от первичных принципов, изобрели письменность, цивилизацию, создали армию, построили города, придумали деньги.

 

В истории хорошо известны «умственные эпидемии», которые поражали европейцев. Очевидно, в каждую эпоху безумие отливается в свою особую форму, являясь ответом самой человеческой природы, на обстоятельства которые создает человек, руководствуясь той или иной культурной и нравственной парадигмой.

В 1889 году в своих историко-психиатрических очерках доктор Поль Реньяр описывает  распространение в пятнадцатом, шестнадцатом, семнадцатом веках  демонизма и колдовства,  как тяжелых  форм психического расстройства, сопровождающегося  припадками, компульсиями, одержимостью. В восемнадцатом веке он обращает внимание на распространение истерии, сопровождающейся припадками и истерическими параличами, а также почти не встречающегося  в наши дни, самнабулизма.  В девятнадцатом веке Поль Реньяр отмечает  распространения морфиномании, эфиромании и мании величия. Он писал: «Господствующий недостаток людей XIX века (я подразумеваю среднего человека) — это эгоизм. Мы не живем в эпоху, когда для успешной борьбы с природой людям нужно было сплачиваться друг с другом. Мы уже далеки от того времени, когда вторжение одних племен во владения других, принуждали людей к слиянию ради общей защиты. Таким образом, само развитие цивилизации влечет за собой нравственную диссоциацию человечества и потенциальное разобщение ее элементов».

Пытаясь предсказать, какие умственные эпидемии будут поражать жителей XX столетия, он высказывал опасение, что это будет «бред фанатического насилия, крови и разрушения».

Злокачественная агрессия (Э.Фромм), которая в отличии от доброкачественной, направлена не на преодоление препятствий, а на причинение страданий людям и живым существам или их уничтожение, в  XX веке в лучшем случае воспринимается как «мерзость нормы», но не как патология. Не сложно предположить, что подобное положение вещей сопровождается психической травматизацией, которая накладывает отпечаток на личность, а значит и на  семейные отношения, и негативно сказывается на развитие детей. Перенесённые в детстве издевательства и травмирующие переживания фигурируют в качестве стимула к будущему развитию шизофрении.  Исследования показали, что люди с диагнозом «шизофрения» чаще, чем другие, подвергались в детстве физическому или эмоциональному и  сексуальному насилию, неадекватному физическому и эмоциональному обращению;  многие из них пережили утрату родителей, заброшенность. Во взрослом возрасте: нередко толчком к развитию шизофренических симптомов становится травматическое переживание (например, сексуальное насилие), сходное с пережитым в детстве травматическим опытом.  Впрочем, возродить болезненные переживания может любая травма. Среди исследователей, существует мнение, что в развитие шизофрении свой вклад могут вносить нарушенные взаимоотношения, для которых характерно отсутствие поддержки. С этим связана,  и так называема дофаминовая гипотеза шизофрения. Суть ее в следующем. В некоторых отделах мозга шизофреников обнаруживается аномально высокое содержание дофамина и серотонина, веществ вызывающих переживание удовольствия и счастья. Как правило, выброс этих веществ в нейронных путях, происходит, когда человек получает поддержку и одобрение от окружающих. В некоторых случаях, не имея достаточной поддержки от близких, человек учится создавать в своем воображение образы и представления, которые стимулируют выброс серотонина и дофамина.  В результате подобной стимуляции в течении продолжительного времени, внутренняя система биохимического поощрения связанная с дофаминергическими  нейронными путями, повреждается.

 

Сага Кармен и ее рассказ о материнстве и младенчестве.

У индейце Коги, Аруаку, Конкуамо и Вива, появление священного ребенка, который станет духовным служителем, предсказывается за два поколения. Рождаются как мальчики, так и девочки.  В возрасте 4 лет священные дети вместе с родителями уходят высоко в горы, к ледникам, где в пещерах они воспитываются до 18 лет. После достижения совершеннолетия  они возвращаются в племя для осуществления служения. Духовные служители мужчины называются мамос, а женщины — сага.

Я беседую с сагой Кармен. Мягкая, пожилая женщина, с теплыми добрыми глазами.  Она рассказывает мне о традициях связанных с воспитанием детей у индейцев коги.

Она говорит, что дети сами знают какими им быть. Когда, индеец умирает, он вновь  рождается уже через четыре дня. Получается, что  дети приходят в этот мир с миссией, которую их души исполняли уже не одно столетие.  Они  хотят быть сильными, умными, добрыми и смелыми. Задача родителей помочь детям понять  себя. Для этого семья должна быть связана с Матерью-Землей. Мать –Земля это живое существо включающее в себя и планету, и звезды и живых существ, и духов.  В семье, которая следует первичным принципам и сохраняет связь с Матерью-Землей, ребенок отчетливо ощущает свое предназначение и свою природу, и старается максимальным образом раскрыть и развить ее.

Его не надо принуждать и наказывать. Индейцы Коги, почти не применяют наказания по отношению к детям. Их воспитывает естественная среда, Мать-Земля, восходы, закаты, реки, любовь близких, их жизнь и их смерть, пробуждая в них стремление к исполнению своего предназначения.

Проблемы у детей возникают тогда, когда родители уклоняются от первичных принципов. К примеру, безответственный секс,  с точки зрения индейцев Коги является, отклонением от первичных принципов и  причиной проблем у детей.

А первичные принципы это очень много. Один из важнейших моментов, связанный с первичными принципами и материнством, заключается в том, что мать не должна расставаться  с младенцем, пока ему не исполнится 2 годы. С точки зрения психологии, до двух лет ребенок находится в состоянии симбиотического единства с матерью и его травмирует любая разлука с ней, даже если она удаляется ради проявления заботы о нем (стирка белья, приготовления еды и т.д.). Среди психологов существует мнение, что преждевременное отделение младенца от мамы, может привести к сепарационной травме, которая в более позднем возрасте, при не благоприятном стечении обстоятельств,  «аукнется» серьезным психическим расстройством.  Индейская мама все время носит младенца в, особом образом повязанном куске ткани, либо за спиной, либо у груди. Она не расстается с ним, даже тогда, когда идет в туалет. Кстати, процедура туалета, у индейцев, как в почем и все остальное,  священна, так как предполагает интимное общение с Матерь-Землей. Такое отношение к этой процедуре исключает наличие общественного туалета. При этом в деревне и вокруг нее очень чисто. Я не разу не заметил ни запаха, ни мух.

О том, как вынашивать и воспитывать малышей индейцы знают не из специальной литературы. Их этому обучила Мать-Земля.

Весь уклад жизни, сама организация пространства поселений в которых они живут, способствуют поддержанию связи с ней. Программа поведения индейцев, начиная с младенческого возраста,  согласована с предметной средой этих поселений.  Священные камни, могилы предков, конкурвы (священные хижины),  священные деревья, вершины гор, пещеры, звезды, реки, акустический ландшафт, электронное состояние среды,  птицы, насекомые, растения — все это, соединяет сознание человека,  присутствующего здесь, с тем, что индейцы называют Матерью-Землей.  Контакт с ней сопровождается переживанием любви, щедрости, тайны, древней мудрости, ощущением вечной юности, обновления, и счастья.

Заключение. Мать-Земля как процесс и как поле.

Мать-Земля может быть описана  как определенная организация психических процессов, упорядоченных древним архетипом, включающим нас в удивительно сложную и бесконечно красивую сеть жизни.  Не исключено, что привлекательность этого мира, является  результатом внушения, осуществленного этим архетипом. Cудя по всему,  утрата связи с ним, является источником особой деструктивности, которая в течении многих поколений приводит к накоплению различных аномалий развития и в конце концов к безумию.  Причем, надо отметить, что все формы безумия, не просто индивидуальная или семейная ситуация. Они являются продуктом  коллективной работы. Возможно безумие, является ответом сообщества как системы, на обездушивание окружающей среды и человеческих взаимотношений.

Американский психотерапевт, писатель, основатель процессуально ориентированной психотерапии Арнольд Миндел пишет: «Голограммы, антропос, теории поля, концепция эволюционирующей Вселенной, голографическая теория мозга, указывает на то, что мир функционирует как единое целое. Стоит рассмотреть предполагаемую теорию о том, что поле делает все возможное, чтобы прийти к самоосознанию. Неспособность безумцев работать со своими психическими процессами, заставляет нас противостоять этому. Мы вынуждены формулировать теории и обдумывать проблемы, которые в противном случае проигнорировали бы. Таким образом,  поле информирует людей о своих конфликтах. Это может быть сформулировано по-разному, в зависимости от мировозрения.  Кто-то скажет, что личность хочет познать Самость (Self), или Бог пытается себя обнаружить таким образом, или Антропос, внутри которого мы живем, хочет таким образом пробудиться, другой скажет, что коллективное бессознательное пытается проявить себя или, что Вселенная эволюционирует таким образом, что бы пробудить людей задуматься о смысле жизни».

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *