Пси-географическая музыка

Геопоэтика иногда противопоставляется геополитике. Если геополитика рассматривается как форма освоения пространства, основана на властном усилии, то геопоэтическая форма освоения пространства связывается с усилием интеллектуальным, эстетическим. Это не только создание образов, но и практика освоения пространства, создание антропогенных ландшафтов как формы освоения пространства, с учетом их символического измерения. В целом, геопоэтика на сегодняшний день реализуется как художественно-эстетические практики, прежде всего, связанные с созданием литературных текстов.

Для меня это практика музыкальных интервенций в среду, в географическое пространство. Она сложилась в условиях морской арктической комплексной экспедиции Института культурного и природного наследия как попытка помочь путешественнику усилить, амплифицировать его переживание ландшафта, вызванное его созерцанием во время путешествия. Эта практика музыкальных интервенций позволяет путешественнику снять ограничения, связанные с психологическим, культурно-эстетическим освоением ландшафта. Помогает ему передавать свои чувства, становиться выразителем уникальных природных и символических свойств конкретного места.

В экспедициях мной использовалась музыкальная рабочая станция, компьютер, содержащий банк тембров. На практике взаимодействие с ландшафтом предполагало подбор определенного рода звуков, которые должны были вызывать определенные глубинные интерактивные резонансы с ландшафтом. Просто так навязать пространству какое-то звучанием невозможно. Если, например, говорить об Арктике, то это пространство настолько наполнено каким-то особым качеством, что его невозможно не чувствовать. В выборе тональности, интонации, звука, музыкальных красок я проявляю трепетное отношение к ландшафту, пытаясь передать эти свойства арктической среды. Мне очень не хочется нарушать гармонию места. Когда ты ищешь звуковые резонансы с ландшафтом, у тебя должен быть богатый арсенал звуков, чтобы попасть в нужную волну.

Во время первой арктической экспедиции у меня появилась целая галерея таких музыкальных образов, которые обозначались временем и местом их появления. Это и было начало появления псигеографической музыки. Это та самая музыка, которая рождается здесь и теперь, в тот момент, когда композитор-медиум находится в состоянии медитативного созерцания ландшафта, пребывает во власти тех психических сил, которые пробудились, пришли в движение в результате медитативного созерцания ланшафта. Таким образом, автором псигеографической музыки становится не только и не столько сам композитор, сколько «дух места», который в данный момент здесь существует. Полученные таким образом музыкальные образы используются, в том числе, уже и на берегу, в терапевтическом кабинете как своего рода «посредники», медиаторы с теми духовными, психологическими состояниями, переживаниями, теми психическими силами, которые были пробуждены когда-то. То есть такая музыка – это своего рода способ привлечь целебные природные силы и их психические эквиваленты в нашу повседневную реальность, в пространство города.

АРКТИКА

Белое море (7.09.2007)

 

Белое море. Остров Жижгин. Середина сентября 2007

 

Архипелаг Земля Франца-Иосифа, о. То, что чувствуют картограф Веня, приближаясь к нему (13.09.2007).

Архипелаг Земля Франца-Иосифа, о. То, что чувствуют картограф проф. П.В.Боярский, приближаясь к нему (13.09.2007).

Земля Франца-Иосифа. Остров Рудольфа. Могила Седова (19.09.2007)

 

о. Вайгач (28.09.2007)

Архипелаг Северная Земля. Остров Домашний (16.10.2007)

 

Море Лаптевых. Образование льда (28.10.2007)

 

Мыс Стерлигова (20.11.2007)

 

Баренцево море (15.11. 2007)

Экспедиция «Арктика — территория открытий» (2013)

Восточно-сибирское море. Осень 2013

Чукотское море. Сентябрь 2013

 

Берингово море. Сентябрь 2013 г.

 

Время застывшее а камне. Самарская лука. Царев курган. Август 2015 г.

 

Тихий океан. Японское море. Бухта Круглая. Сентябрь 2017 г.

 

Экспедиция «Плеск Вечности». Чувашия. Озеро Тени. Август 2008 г. Полночь.

Экспедиция «Плеск Вечности». Ленинградская область. Тервеничи. август 2008.

 

Экспедиция «Плеск Вечности». Оптина пустынь. Источник св. Пафнутия. август 2008 г.

 

Экспедиция «Древо желаний». Москва. Ботанический сад. 2018 г.

 

Московская область. Сколково. 25.05.2021. Глубокая ночь.

Южный Уэльс 17-22 апреля 2022.

«Ты когда-нибудь чувствовал, — спросила она, — что тебе не хватает того, кого ты никогда не встречал?» (Ричард Бах, Мост через вечность)/

Иногда хочется все бросить и рвануть в гости. Этим «тем» могут быть как люди, так и животные, и камни, и волны, и снега, и пески, и деревья. Правильно определенный «тот» всегда приносит только радость, ощущение полета и абсолютной гармонии. Путешествие считается удачным только тогда, когда пережито состояние счастья. Иначе незачем было ездить. Ren, 17-22 апреля 2022. Южный Уэльс.

« Did you ever feel,» she said, «that you were missing someone you had never met?» » (Richard Bach, The Bridge accross forever)

Sometimes you want to drop everything and visit your loved ones. These «ones» can be people, animals, rocks, waves, snow, sand, or trees. The right «one» always brings only joy, a sense of flight, and perfect harmony. A journey is considered successful only when a state of happiness has been experienced. Otherwise, there was no reason to travel. by Ren, 17-22 April 2022. South Wales. Музыка В.Рябикова. Рэн находилась со мной на связи во время путешествия по Уэльсу. Ей удалось передать мне чувства, которые сообщил ей Дух Места. С трепетом и благодарностью собираю звуки, из которых эти чувства вьют в моем сердце гнезда. Music by V. Ryabikov. Ren kept in touch with me while traveling in Wales. She managed to convey to me the feelings that the Spirit of the Place told her. With trepidation and gratitude, I collect the sounds from which these feelings make nests in my heart.