Калиготерапия Психотерапия путешествиями

Ка́лиги, ка́лигвы (лат. călĭgae — «сапоги») у римлян— солдатская обувь, полусапоги, покрывавшие голени до половины. Калиги были хорошо приспособлены для длительных переходов.  Так же назывались подвязные сандалии, в которые обувались западные странники, отправлявшиеся в Иерусалим. В этом последнем значении слово ка́лиги было известно в Древней Руси, и от него произошло словосочетание «кали́ки перехожие».

 

Существует  момент, когда психотерапия должна покинуть кабинет, и вместе с пациентом отправиться в путешествие. Странствия и скитания  должны  вывести его  из вымороченного мира навязанных ему стереотипов, и привести к восстановлению его аутентичности, которой он некогда пожертвовал что бы угодить своему окружению. Если этого не происходит, то рано или поздно, организм дает сбой, и отказывается обслуживать  психологические установки, внушенные  требовательными авторитетам.  Сбой, конечно,  случается не всегда, а только в том случае, если усвоенные установки  дезориентирует человека относительно его индивидуальной физиологической и психологической нормы. Продолжительное отчуждение от бессознательного, проявление  которого не выгодны с точки зрения социальной адаптации, приводит к развития симптома. Симптом является ответом природы на заученное  поведение, которое не соответствует  потребному результату, человеческому достоинству и предназначению.

С точки зрения глубинной психологии симптом – это развалившийся символ бессознательного, это результат продолжительного отчуждения от него. «Символы передают эго жизненную энергию, которая обеспечивает индивида поддержкой, руководством и мотивацией. Архетипическая психика постоянно создает устойчивый поток живых, символических образов». (Э.Эдингер)». Как правило, символы, способные восстановить связь пациента с его Целостностью, нужно искать за пределами привычного для него вымороченного мира. Их хранит пространство Земли, которое в определенном смысле, не отделимо от пространства воображения. И хранит оно их  вдалеке от лжи, на которую идет человек из-за страха перед свободой и неопределенностью. Для обретения символов, вокруг которых пациент сможет восстановить аутентичность, здоровье и организовать счастливую и здоровую жизнь, необходимо пуститься в путешествие. Но к этому путешествию нужно готовиться особым образом. Иначе, путешественник  не заметит сообщений, которые вложены в событийную ткань путешествия,  либо же, напротив, окажется захваченным, вызванными ими силами бессознательного. А успех путешествия будет достигнут тогда, когда путешественник найдет силы, которые позволят с одной стороны освободиться от «навязчивой власти Персоны, а с другой стороны от гипноза древних инстинктов» (К.Юнг).

Кроме того, опыт,  полученный во время путешествия, необходимо будет интегрировать в повседневность после возвращения домой. Для этого необходимо  психологически сопровождать «возвращенца» в течении некоторого времени в привычном для него мире после путешествия.

Когнитивная система человека находится не только в  мозгу человека. Часть ее элементов в окружающем мире. (Г.Бейтсон, Г.Хакен, Выготский, Португале).  Находясь в привычном мире, пациенту сложно освободиться от  сценариев, которые некогда, включили в себя, симптом.

Что бы освободиться от власти этих сценариев, пациент должен пройти стадии символического исцеления, которые совпадают с общим планом инициаций (возрастных, профессиональных и пр.) предложенных Геннепом:

Ритуалы перехода включают в себя три стадии:

— отделение (separation) — выбор и изоляция индивида от некоторой социальной целостности, лишение индивида статусных характеристик принадлежности к этой целостности;

— собственно переход (margo, limen, threshold, transfer, passage) — период некоего переходного состояния;

— реагрегация (reaggregation, reconstruction) — воссоздание некоей новой целостности.

К такому путешествию необходимо готовиться особым образом.

Модель терапии путешествиями (калиготерапии) может быть сведена к известной из NLP SCORE – модели, которая является универсальной и применимой не только в терапии, но и в коучинге, в решении житейских вопросах, бизнес-планах, подготовке презентаций и т.д.  Её аббревиатура образована из следующих слов

S- Sympomps (симптомы)

C — Causes (причины)

O –Outcome (результат)

R -Resources (ресурсы)

E –Effects (эффекты)

Источником ресурсов в калиготерапии являются имагинальные миры, с которыми соприкасаются глубинные слои психики. Так юнгианцы называют архитепическое пространство, которое в отличии от продуктов воображения существует объективно, не зависит от человека и предшествует его появлению. Связь с этим измерением реальности  активизируется в определенных точках планеты, и при интерактивном взаимодействии  с духовной и информационной составляющей культурных и природных ландшафтов в состоянии идеации (в феноменологии созерцании сути, в восточной традиции дхияна)..

Модель калиготерапии может быть представлена следующим образом.

Подготовка

  1. Освоение практик проникновения в сущностное измерение реальности и созерцания сути. [Дхияна, Медитативная герменевтика (Гадамер, Налимов В.В.), Интерактивный резонанс (Рябиков В.В.), Призывание видений (Денис Линн), Психогеографический дрейф (Ги Дебор)]
  2. Освобождение от напряжения, связанного со страхом собственного «разоблачения». Восстановление внутренних «детекторов лжи», и «снятие покровов с тайны беззакония».
  3. Углубление контакта с наиболее ресурсной частью личности. Встреча и диалог с «духом-проводником» (к источникам мудрости, силы, творчества и полноты жизни). Развитие системы коммуникации с ним (сигналы «да», «нет» и пр.). Достижение договоренности о целях, задачах и правилах совместной деятельности.
  4. Исследование истории, структуры и архетипических оснований возникновения «гиблого места» в жизненном мире пациента.(Гуссерель). Встреча и диалог с «духом-хранителем» «гиблого места». Исследование функций, которые «гиблое место» выполняет в жизненном мире пациента и его семьи.  Достижение договоренностей с «духом-хранителем» «гиблого места» о сотрудничестве для достижения общих целей связанных с исцелением.
  5. Актуализация вопросов, ответы на которые необходимо найти для того что бы «гиблое место» вошло в целостную систему «мест силы».

Путешествие.

  1. Проникновение в сущностное измерение реальности и совершение путешествия в психогеографической сопространственности незримо «населенной» семантическими организмами (констелляциями), исторической памятью, «духами» и призраками. Контакты с «духами хранителями» и изучение онтологических принципов, которые они обслуживают.
  2. Выход за пределы пространства-времени и встреча с «Высшим Я», которое никогда не рождалось и никогда не умрет.

 

Возвращение и интеграция.

  1. Критический анализ полученного опыта.
  2. Экологические проверки. Согласование принятых решений с другими частями личности (отношения в семье, соц. адаптация, проф. идентичность, этика и т.п.) .
  3. Апробация новых моделей поведения в процессе межличностных взаимодействий с попутчиками и случайными встречными.
  4. Интеграция полученного опыта в повседневную жизнь.
  5. Анализ полученных результатов, и возврат в «Авгиевы конюшни» то есть к п.2.